Книга Геннадия Мокеева «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».
«МОСКОВСКАЯ ВОЛНА» ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.
Почитание Святого усилилось в
XIV-XV веках во времена образования и сложения Московской Руси. Исходную
причину этого усиления кажется следует искать, прежде всего в глухом
начальном периоде возникновения самой Москвы поэтому целесообразно немного
отступить в глубь веков, - "Московская волна" зародилась там.
Христианство в XI-XII веках
нелегко входило в восточнославянские глубинки, - а вятическая Московь
представляла собой тогда именно такую глубинку.3 Наивно думать,
что как только в подобные глухие места являлись христианские миссионеры,
аборигены дружно бросали как что-то негодное тысячелетние верования своих
отцов, дедов, пращуров и радостно кричали еврейское "осанна" (да будет)!
Противоборство религий происходило везде, длилось столетиями не в одном
поколении людей. Например, еще в XII веке вятичи убили миссионера Кукшу -
монаха Киево-Печерского монастыря, за его проповеди Слова Божия.
Последние языческие курганы
московских вятичей датируются археологами началом ХШ века. Следовательно,
лишь к этому времени христианство утвердилось на Москови окончательно. Но
проникать оно сюда начало конечно раньше, очевидно с возвращением крещеных
вятичей в XI - начале XII веках из Киева, Чернигова, Ростова, Суздаля. В
середине XII века видимо произошел "перелом", вызванный массовым крещением
московлян, после которого у них стал исчезать языческий обряд курганных
захоронений.
О единовременном крещении
населения Москови позволяет говорить интересный факт - наличие только
Никольских храмов во многих, вошедших позднее в городской посад, старейших
московских селах: Поречьи, Старом, Подкопаеве, Пристанище, Гостиной Горе,
Драчах, Ваганькове, Турыгине, Киевцах, Семчинском, Бабьем городке. Все
храмы во имя св. Николая появились в этих селах как бы сразу, в один день,
в какой-то из праздников Святителю. Кто и как такое крещение мог
произвести?
Общеизвестно, что впервые
появлявшиеся в той или иной земле русские князья считали своим долгом
распространять христианскую веру. Так поступали все сыновья, внуки,
правнуки христианизировавшего Русь князя Владимира Солнце. А первым
князем, появившимся на Москови в середине XII века, был суздальский Юрий
Владимирович по прозванию "Долгие Руки".
Вероятно воспользовавшись гибелью
местного старейшины-союзника Кучки, за какое-то тяжкое преступление
казненного язычниками-московлянами на своем Ритуальном Поле (позднее -
Кучково поле), князь захватил вятическую Московь. Летом-осенью 1146 года
он перестроил ее главный город в устье Неглинной, обновив его, превратив в
мощную крепость Ростово-Суздальского княжества. Твердыня была здесь крайне
необходима, поскольку против Юрия Долгорукого сложился в это время союз
князей Киевской, Черниговской, Смоленской, Новгородской земель. Зимой
князь со своей дружиной напал и пограбил Новгородскую землю, а возвращаясь
из похода весной пригласил к себе "на Московь" союзника, изгнанного со
своей земли, новгород-северского князя Святослава Ольговича, пограбившего
землю Смоленскую. 4 апреля 1147 года оба князя радостно встретились в
новоотстроенном городе на устье Неглинной. По такому случаю Юрий дал "обед
силен" Святославу, после чего князья расстались.
Отдохнув после тяжелого зимнего
похода, Юрий Долгорукий, по-видимому, и надумал благое дело, может быть
подсказанное гостившим у него северским князем: Святослав носил
христианское имя Николай следовательно, 9 мая был день его именин. К тому
же на Николу Вешнего люди обычно начинают купаться в реках, озерах. Юрий,
надо полагать, вспомнил обо всем этом и свое пребывание на Москови,
строительство крепости в устье Неглинной завершил массовым, насильственным
крещением московлян в день Св. Николы Вешнего. Как когда-то в Киеве летом
988 года или в Новгороде 990 года войско загнало население в реку Москву,
а священники князя разом окрестили его.* В каком месте это
могло произойти?
* О крещении
киевлян князем Владимиром летописец заметил: "Аще кто и не любовию, но
страхом повелевшего крещахуся: понеже 6о благоверие его с властью
сопряжено". В отношении новгородцев в древности имелась поговорка еще
более ясная: "Путята крестил крестом, а Добрыня мечом"
Если крещение было массовым по
киевскому образцу, которое все знали как начальное, то в московской
топонимике должны были отразиться какие-то киевские топонимы, связанные с
тем же событием. В стольном городе Руси крещение в 988 году произошло на
Днепре в устье Почайны. Справа (если смотреть на Днепр) возле безымянного
ручья князь Владимир сначала уничтожил капище языческого Тура и на его
месте, вероятно для надобностей самого обряда всенародного крещения,
возвел свою первую в Киеве обыденную церковь или часовню (Турову божницу).
Слева тоже "над ручаем, конец Пасынче беседы" находилась с более древних
времен соборная церковь св. Илии, в которой крещение было конечно отмечено
более пышным религиозным торжеством ("пасынки" - младшая наемная дружина
князя, "многая бо беша варяги - хрестьяне"). Где-то против этого места за
Днепром имелась речка Черторый, каким-то образом оказавшаяся топонимически
связанной с крещением 988 года.
|
Ильинская церковь за
Москвой-рекой |
На Москови крещение 9 мая 1147
года произошло на реке Москве, очевидно на пространстве берега от устья
Неглинной слева до ручья Черторыя справа. Здесь на реке было мелко
(пороги), а на берегу выше находилось село Турыгино. На береговом холме
вероятно имелось капище Тура (холм - Чертольское городище - был срыт при
строительстве храма Христа Спасителя, здесь были найдены арабские монеты
IX века). За ручьем Черторыем находилось село Киевцы. На холме, над этим
селом (Обыденское городище XI века) возникла позднее, а может быть еще в
древности, обыденная церковь во имя св. Илии. Указанное возможное место
крещения московлян оказалось отмеченным затем храмами с примечательными
посвящениями: Всех Святых, Св. Николы на Ленивом торжке, в Турыгине, в
Киевцах.
Так в день св. Николы Вешнего и
появились одновременно по древнейшим московским селам Никольские храмы:
сначала может быть церкви-обыденки, часовни. В дальнейшем эти
храмы-божницы конечно не исчезли, а наоборот - умножились при росте посада
города. В результате, Николай Чудотворец стал как бы "московским святым"
буквально со времен появления Москвы. Нашлось этому и подтверждение.
От конца XIII или начала XIV века
сохранилось "Слово похвальное на перенесение мощей св. Николая из Мир
Ликийских в Бар град" пресвитера Андрея, бывшего причетником и клириком
московского Успенского собора.4 В "Слове" этом св. Николай
указан как "необоримаа забрала и утверждение граду нашему", то есть указан
как святой защитник-покровитель ранней Москвы.
С расширением и укреплением
власти Москвы в XV-XVII веках на большую часть Восточной Европы, затем -
Урал, Сибирь, культ "московского святого" тоже территориально расширился,
усилился, постепенно стал даже "превалирующим". И вот результат.
"Русские - суевернейший народ в
целом свете. Святому Николаю, как патрону, одному воздается более молитв и
земных поклонов, чем всем остальным святым в совокупности. Русский молится
не Богу: он поклоняется святому Николаю и ему возносит свои моления. Вы
найдете здесь везде образ этого святого: его икону я видел в столовых
залах, и в кухнях, и, одним словом, всюду, где бы то ни было. Это их
домашнее божество, их Бог-лар" (Казанова, XVIII век).5
И этому свидетельству иностранца
можно верить, потому что примерно то же на рубеже XVII-XVIII веков писал
русский современник: "Есть бо в простом народе много того, иже образу
Божию поклон творят в пояс. Николая же Чудотворца образу, такожде и иных
святых образам поклоны творят до земли, и всякое почитание паче Божия
образа отдают; и свечи большие и множа им поставляют. И то бывает, еже
перед образом раба Божия свещь полна лампада, а перед Спасителевым образом
и единые несть. И то они творят от самого своего немыслия, и что творят,
того и сами не ведают: какой их разум, еже рабу паче Господа отдают честь"
(Посошков).6
Петр I действовал более
решительно, и как всегда прагматичней. "Что касается до изображения
святых, то Его Величество указал, чтобы изображения св. Николая больше не
стояли в комнатах или при входе в дом, чтобы не было обычая приходя в дом,
сначала кланяться Святому, а потом - хозяину".
Действительно, иконы святому,
Заступнику украшали почти каждую русскую избу. А храмы в XVI-XVII веках
"наполнили" села и города до самых окраин Русского централизованного
Государства. Такое множество икон и церквей оказалось отраженным даже в
поговорках:
Нет икон - как Никол!
Или. От
Холмогор до Колы - тридцать три Николы!
Ни одному святому в православной
Руси не воздвигалось народом столь много храмов и приделов, как любимому
святому Защитнику, могущественному Покровителю. В одной только Москве к
XVIII веку числился 141 храм, включая церкви придельные. Не счесть также
пословиц и поговорок, свидетельствовавших о глубоком вхождении в народное
сознание, быт, в саму жизнь любимого Святого.
Бог - не убог, а Никола
милостив. Ежели Бог пособит, Никола
поможет. Веселилась Маланья (молния) на Николин
день. С Николы - средний
посев. Перед Николой иней - овсы хороши
будут. Иней на Николу - к
урожаю. До Николы крепись, хоть
разопнись, а с Николы - живи не
тужи. До святого Николы не сей
гречки, не стриги
овечки. Цены на хлеб строит Николин
торг. Городи городьбу после Николина
дня. Два Николы: один -
травный, другой -
морозный. Подошел бы Николин день - будет и
зима. Первые морозы - Никольские.
Никола загвоздит, что Егорий
намостит. Хвали зиму после Николина
дня. Никола зимний лошадь на двор
загонит, а Никола Вешний лошадь
откормит.
На Украине, в частности на
территории бывшего Киевского княжества, больше развился с XIV века культ
св. Георгия (Егория, Юрка). Здесь правильно заметили, что св. Никола стал
более "породы московской" и стали противопоставлять его "руському Юрку".
Согласно украинскому поверию об умерших, "Як приiдемо на тот свiт, то за
москалiв буде Микола, а за нас - Юрий. То як iде москаль, Микола каже:
"мiй", тай бере себе, а як наш, то Юрiй собе бере".
Из этих примеров видно, что если
"киевская волна" действительно была волной почитания св. Николая, то
благодаря "московской волне" почитание переросло в прославление - он стал
любимым общенародным "московским Святым".
|