Герб Можайска
Найти на сайте Можайска
Поиск по сайту Можайска
Фото Можайск. Времена года
Виды Можайска. Лето.
Меню сайта Можайска
 
 



  ЧАТ 
 

Недвижимость Можайска:
Биржа недвижимости
Недвижимость, агентства недвижимости Можайска и Можайского района


Продажа недвижимости
Квартиры, Дома, Участки.
Покупка недвижимости
Квартиры, Дома, Участки.

См. также Сдам, Сниму, Меняю
Самый полный перечень предложений по недвижимости Можайска.



Работа в Можайске:
Предоставляю работу (вакансии)
Ищу работу
Работа (разное)
Центр занятости Можайска



Авторынок Можайска:
Продажа автомобилей
Покупка автомобилей



Расписание автобусов, электричек:
Расписание автобусов и электропоездов
Расписание электричек от tutu.ru


Онлайн кассы в Можайске. Приобретение, настройка, обслуживание онлайн касс.

Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».     

СВЯТЫНЯ РУССКИХ

Святой Никола Можайский, 1409 г.
Святой Никола Можайский, 1409 г.

    Можайский чудотворный образ св. Николая был целью многовекового паломничества и священным объектом поклонения тысяч, миллионов православных русских людей, начиная от убогих нищих и кончая великими князьями, царями, например, Иваном Грозным или Борисом Годуновым. Бесчисленное множество резных и живописных воспроизведений образа разошлось из Можайска по городским и сельским храмам Святой Руси. Поэтому он заслуживает величайшего почтения, пристального внимания и всестороннего рассмотрения. В образе св. Николы Можайского интересно все, вплоть до мелочей, нюансов.

    Святыня в настоящее время находится в Третьяковской галерее и выставляется там для показа просто как деревянная статуя - памятник резного средневекового христианского искусства. В отличие от прошлых столетий, когда она вся была "усыпана" драгоценностями, статуя доступна сейчас для осмотра каждому человеку, посещающему галерею.

    Экспонат представляет собой фигуру Святителя, вырезанную из дуба в полный человеческий рост. В основе - толстая, плоская доска, а фигура в святительском облачении, изваянная лишь спереди и по контуру, имеет четкий пластический рисунок и силуэт. Лицо, руки с мечем и градом, а также ноги снизу добавлены и прикреплены отдельно, потому что не могли быть вырезаны сразу из той же доски-основы.

    На фигуре хитон - нижняя святительская одежда, сверху фелонь - накидка с вырезом для головы, но без вырезов для рук. Окружив шею с плеч спускается своими краями омофор - лента (была белой) с черными крестами. Прямой меч в правой руке почти вертикален, пальцы левой руки, согнутые как на скрипке, поддерживают на ладони деревянный макет града-крепости, наклоненный к зрителю. Стены града образуют восмерик, на них - зубчики, спереди по трем пряслам крупная черная надпись "град Можае" ("ск" стерлось, исчезло, но существовало, судя по упоминанию конца XVI века). Из града вынута и утеряна еще в древности одноглавая церковка, которая была вставлена сверху в него как в карман и закреплена фиксационным штырем (сзади града - отверстие).

    Так как у фигуры позади плоскость и нет достаточной глубины, она хорошо смотрится лишь фронтально, спереди, как бывало прежде: на фоне стены, в обрамлении киота, то есть в былом архитектурном окружении. Только так, в качестве плоскостной иконы, она воспринималась всегда зрительно русскими людьми. К ней лучше всего подходили тогда характеристики: "икона на рези", "икона на рези в храмце", "резной образ", указывающие на особенный ее вид, а главное на содержательный, духовный смысл (!).

    Ныне фигура выхвачена из "божественной сцены", "храмца" и предстает как изолированный от них "персонаж", как фрагмент иконы, хотя и главнейший. Естественно, ее часто называют статуей, скульптурой, иногда горельефом, указывая тем самым на характер первичной, материальной формы (!).

    Получается, что в старину фигура была основой иконы, в условиях музея - изолированная статуя. Все дело теперь в акцентах, в зависимости от того, кто что и как желает видеть. Если примирять позиции, то можно условно считать резной образ (как произведение искусства) находящимся в пограничной зоне между понятиями "трехмерная статуя" и "двухмерная икона", а говорить лучше о его художественной форме и символическом содержании. Анализ формы глубже раскрывает "статуарность" образа, анализ содержания - его сущность. Впереди также загадки происхождения, датировки Святыни, наконец, удивительный вопрос ее чудотворности.


Оглавление          <<-      6  из  24      ->>


  




Общественный сайт Можайска. Установить в Яндекс.Бар

Добавить баннер www.mozhaysk.ru на свой сайт














© 2001-2016 КОМПАС
Admin: admin@mozhaysk.ru | Web-master: webmaster@mozhaysk.ru вверх