Герб Можайска
Найти на сайте Можайска
Поиск по сайту Можайска
Фото Можайск. Времена года
Виды Можайска. Весна.
Меню сайта Можайска
 
 



  ЧАТ 
 

Недвижимость Можайска:
Биржа недвижимости
Недвижимость, агентства недвижимости Можайска и Можайского района


Продажа недвижимости
Квартиры, Дома, Участки.
Покупка недвижимости
Квартиры, Дома, Участки.

См. также Сдам, Сниму, Меняю
Самый полный перечень предложений по недвижимости Можайска.



Работа в Можайске:
Предоставляю работу (вакансии)
Ищу работу
Работа (разное)
Центр занятости Можайска



Авторынок Можайска:
Продажа автомобилей
Покупка автомобилей



Расписание автобусов, электричек:
Расписание автобусов и электропоездов
Расписание электричек от tutu.ru


Приглашаем парикмахеров

Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».     

СИМВОЛИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    Создателем Можайской резной иконы был даже не просто талантливый человек, а гениальный мыслитель. Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу св. Николая с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но вот в небольшом Можайске появился художник, который дал в руки Святителя новые символические атрибуты - меч и град, резко изменив тем самым не только его образ, но и представления о нем. Это изменение по достоинству далеко еще не оценено.

    Смелый шаг художника можно внешне сравнить, пожалуй, только с самым первым, древнейшим изображением св. Михаила Архангела, повергающего на землю мечем-молнией сатану-дракона; или с изображением св. Георгия в латах, на белом коне, пронзающего копьем того же дракона. Образ св. Михаила как известно был избран гербом Киева, а образ св. Георгия - гербом Москвы. Святой Никола с мечем и градом в руках был древним символом Можайска. Но в отличие от первых двух символов он создан был в самом Можайске. В этом - уникальность символа, высокое достижение художника.

    Однако величественный образ св. Николы Можайского с необычными атрибутами, особенно когда его внесли внутрь церкви, стал не всем и не во всем понятным. Он смущал своим неведомым смыслом, тревожил сознание, не оставляя никого равнодушным: ведь атрибуты были в совокупности не покойными, а наступательными, агрессивными. Г.К.Вагнер по этому поводу, почти как современный экскурсовод, высказался так:

    "...Перед нами совершенно новый пластический образ, не столько церковный, сколько гражданский, и не просто гражданский, но еще и военизированный. Если бы это был не Николай Мирликийский, а, например, Георгий Каппадокийский, Дмитрий Солунский, даже Борис и Глеб, то здесь ничего удивительного не было бы. Они издавна изображались с мечами, а последние два и с поделью храма в руках.

    Но Николай Мирликийский! Какой поворот в сознании русских людей должен был произойти, чтобы превратить этого народного доброхота, покровителя моряков, плотников, землеробов - в воинственного защитника города, в меченосца?" 18

    Вопрос должен вероятно звучать конкретнее: какой поворот произвел можайский художник в сознании русских людей после того, как он "превратил" св. Николая Мирликийского в св. Николу Можайского? Или еще ближе к сути: какой смысл открывался русским православным людям в новом образе Святого? За что его сразу приняли, полюбили?

    Здесь предварительно необходимо учесть, что фигура св. Николы Можайского даже не могла быть натуралистичной, содержать "эллинские прелести". Ведь сам по себе худой, глубокий старец - не ахти какой воин в действительности, а представленный с мечем в реалистически изготовленной статуе был бы наверное просто комичен.

    Фигура св. Николы Можайского сработана по законам средневекового христианского искусства с его могучим условно-знаковым языком. Она предстает, поэтому, действительно как символическая. Так ее обычно воспринимали все без исключения люди в прошлом, так ее необходимо рассматривать всегда.

    В свое время Павел Флоренский писал: "В церкви символ при определенных условиях (соответствие Первообразу и освящение благодатью Духа Святого) таинственно содержит в себе то, что изображает (или того, кого изображает). ...B символе земному слову, веществу, форме или движению сообщается первозданный смысл - быть явлением и актуализацией небесных, невещественных событий и смыслов...

    Природа символа - двуедина. Здесь в неслитном, но и неразделенном единстве пребывает земное (видимое) и духовное (невидимое). В символе восстановлена первозданная гармония единства "земли" и "неба". Не переставая быть "землей", символ содержит в себе "небо", а "небо", не переставая быть таковым, выражает себя, как бы воплощает себя в земном". 19

    Образ есть подобие Первообраза. Это русские люди прекрасно понимали. Но всякий образ обыкновенно фиксирует какую-нибудь одну черту Первообраза. В этом - скромные возможности, немощь искусства, особенно изобразительного. И все же гениальные произведения многотемны. Их создатели "ухитрялись" отразить несколько сущностей Первообраза. Таким гениальным произведением является Можайский образ св. Николая. В нем усматривается ряд символических трактовок все увеличивающихся масштабов: местного, "планетарного", "космического". Эти трактовки обнаруживаются во всей совокупности икон св. Николая Можайского типа. Нужно только сопоставить иконы между собой. Начать целесообразно с масштаба местного.

    Здесь уже отмечалась необходимость устройства над воротами Можайской крепости символа-оберега. По посвящению главного храма крепости Можайск был "Домом св. Николая" и находился, следовательно, под небесным покровительством, защитой Святого. Кто с мечем покушался на город, его храм - от меча должен был погибнуть. Св. Никола как бы говорил своим видом врагам: "На вас аз есмь с мечем!" Надо полагать все это учитывали и москвичи, когда у себя над Никольскими воротами Кремля воспроизвели именно Можайский образ, сняв свой, более древний. А можайцы? Они напрямую объясняли причину появления своего образа Святого якобы действительным событием, происшедшим у них - явлением св. Николая.

    В давние времена при каком-то нападении врагов на Можайск и возникшей оттого опасности уничтожения городского соборного храма, св. Николай, как скорый защитник невинно страждущих, в одобрение и восхищение жителей, возник в грозном виде стоящим в воздухе над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый конечно молниеносно опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можаеск в знак охранения его. Устрашенные необычным, жутким небесным видением, неприятели бежали, а горожане, в благодарное воспоминание могущественного заступничества, вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа. 20

    Легенда можайцев могла конечно появиться позднее, для объяснения, возникшей уже иконы: ведь это легенда и никто не знает даты ее происхождения. Привязать же рассказ к конкретному историческому эпизоду - не представляется возможным.

    Имея в виду не защиту города, а защиту его святыни-храма, А.Вознесенский указал больший, "планетарный" масштаб символа: "Ничего не могло быть легче и естественнее, чем прийти к мысли изобразить Святителя с этими принадлежностями - меча и храма, как сильного и грозного Защитника всей Церкви православной. Уже общий характер жизни и деятельности Угодника мог быть сведен в своем внешнем выражении к этим двум символам. Ни у какого другого Угодника Божия Защита и Покровительство всякого рода угнетенным, обижаемым, страждущим не наполняют так всей жизни, как у святителя Николая. Никакой другой Угодник Божий не был столь известен во всей Церкви подобными делами Охраны, Милосердия и Спасения, как этот Чудотворец. ...Чудо спасения невинных от меча, известное всем читателям Жития Святителя, прекрасно объясняет присутствие грозного оружия - меча в деснице Святителя. А что касается храма, то он изображает собой Вселенскую церковь, которой Святитель является Вселенским учителем". 21

    Действительно, как только была изготовлена первая копия с Можайского образа для "увоза на сторону", надпись "град Можаеск" стала на ней неуместной, и конечно была устранена. Дальше - больше. В следующих копиях надпись убрали уже вместе с крепостью, оставив в руках Святого только церковь: такая икона была более приемлемой именно для церковного интерьера. Поэтому множество образов типа Можайского уже не имели града - имелся только храм, иногда одноглавый, позднее - пятиглавый.

    Однако в других копиях продолжали сохранять крепость, причем облик ее, наоборот, усложнялся: изготовляли ее с башнями, позднее с пятиглавым храмом над таким градом. Здесь трактовка атрибута была конечно иной, "космической".

    Исследователи давно заметили, что в народном представлении существует определенная связь между св. Николаем и св. Михаилом Архангелом. Предводитель небесного воинства изображался с мечем или копьем в одной руке (пронзающим сатану-дракона) и шаром-державой в другой. Св. Михаил мыслился стоящим одесную Господа Бога, молящим Его о милосердии к людям и приносящим к Нему людские молитвы. Соответствующее восприятие Архангела было даже теологически обосновано на Никейском соборе в 787 году.

    Известен трехфигурный тип деисуса, где изображался Спаситель, Богородица и Михаил Архангел, соответствующим образу Иоанна Предтечи. Деисус с предстоящими Христу Пречистой Богородицей и св. Николой может восхдить к изображениям, где на месте св. Николы фигурировал св. Михаил. В былине "Михаила Потык" они соединяются, например, в одно целое:

    "Ай же ты Михаила Потык сын Иванович! Придешь как ко городу ко Киеву, Сострой-ко церковь-ту Николину Своему ты ангелу Михаилу Архангелу... Михаил Потык сын Иванович Состроил он церковь-пуМикалину Своему ангелу Михаилу Архангелу".

    В этой связи Б.Успенский писал: "Слиянием с образом св. Михаила могут быть объяснены такие характерные атрибуты, как меч и модель града - при том, что они не соответствуют ни иконографии, ни традиционному восприятию св. Николая (не случайно в позднейших репликах меч может заменяться свечой или крестом)". 22

    Петр Петрей, посетивший Можайск в начале XVII века отметил, что в соборе города имелся образ св. Николая с державой в руке23 (атрибут образа св. Михаила). Опись города 1596-98 гг. не указывает такого образа св. Николая. Но возможность существования его отвергать нельзя. Здесь важно отметить следующее.

    Меч св. Николай как бы "заимствовал" от св. Михаила Архангела. А город-храм в другой руке (вместо державы) означал символ Града Небесного, охранителем и ключником которого был св. Николай. "Храм Божий... есть образом Града святого Нового Иерусалима, сходящего с небесе от Бога" (Апок.,ХХ.2,12). Такой смысл стал яснее проступать в воспроизседениях Можайского образа с городом-храмом, лишенным адресной надписи о Можайске. В этих копиях явственно проявился "космический" масштаб восприятия образа.

    Есть здесь и обратная связь: в Можайском образе проступает трактовка самого Можайска в качестве символа Небесного Града.


Оглавление          <<-      9  из  24      ->>


  




Общественный сайт Можайска. Установить в Яндекс.Бар

Добавить баннер www.mozhaysk.ru на свой сайт














© 2001-2016 КОМПАС
Admin: admin@mozhaysk.ru | Web-master: webmaster@mozhaysk.ru вверх