Герб Можайска
Найти на сайте Можайска
Поиск по сайту Можайска
Фото Можайск. Времена года
Виды Можайска. Весна.
Меню сайта Можайска
 
 



  ЧАТ 
 

Недвижимость Можайска:
Биржа недвижимости
Недвижимость, агентства недвижимости Можайска и Можайского района


Продажа недвижимости
Квартиры, Дома, Участки.
Покупка недвижимости
Квартиры, Дома, Участки.

См. также Сдам, Сниму, Меняю
Самый полный перечень предложений по недвижимости Можайска.



Работа в Можайске:
Предоставляю работу (вакансии)
Ищу работу
Работа (разное)
Центр занятости Можайска



Авторынок Можайска:
Продажа автомобилей
Покупка автомобилей



Расписание автобусов, электричек:
Расписание автобусов и электропоездов
Расписание электричек от tutu.ru


Ремонт офисной техники, настройка ПО, заправка картриджей.
Осуществляем бесконтактный прием и удаленную помощь в настройке и установке ПО.

   Можайск - один из древнейших городов Подмосковья. Он был центром значительной территории, простиравшейся на западе - через реку Гжать, на севере - до реки Рузы на востоке - почти до верховьев Нары и на юге - до реки Оки и нижнего течения ее притока Угры. Естественно, что в течение столетий граница этой территории изменялась.
   Человек появился здесь очень давно, о чем говорят находки орудий и обломков глиняной посуды, относящиеся к эпохе нового каменного века, как под самим городом, так и в разных местах района: у деревень Аксентьево, Беззубово, Долгинино, Большое Соколово, Тетерино и других. А в окрестностях деревни Халдеево были обнаружены две стоянки (одна из них стоянка-мастерская кремневых орудий), датируемые периодом пяти тысяч лет до начала нашей эры.
Еще при первых русских князьях в заселенной славянской местности были выделены из селений административные центры - погосты, впоследствии превратившиеся в села. Позднее, как укрепленное место и общий центр прилегающей территории, возник город Можайск.
   Там, где почти 8 веков назад возник наш город, скрещивались важные торговые пути: из Москвы на Литву и с юга на Новгород. Само местоположение в центре этого пересечения: удобные естественные преграды: глубокие овраги и рвы-сами по себе крепость; рядом большая река-Москва и речка Можайка, в то время судоходная, определило возникновение города. На перекрестке этих путей возле "торга" селились люди, возникали посады, утверждались ремесла. Это место стало историческим ядром Можайска.
   Границы Смоленского княжества, населенного поначалу в основном кривичами, охватывали в 11-13 вв. на востоке верховья рек Москвы, Рузы, Протвы, Нары, Пахры (граница Черниговской земли шла по реке Угре). Но удивительно, именно здесь на востоке "кривическое княжество", как бы вторглось огромным языком в землю вятичей. Т.Н. Никольская, недавно исследовавшая эту землю, перечисляет множество мест распространение вятических древностей в можайском верховье Москвы-реки. Можайская земля археологически исследована слабо, да к тому же очень неравномерно. И все же многие находки говорят о том, что немногочисленные "коренные" кривичи, как бы растворились, ассимилировали в большом количестве пришедших сюда позднее вятичей. Недавно на территории Можайского городища при копке земли возле Петропавловской церкви (Старого Никольского собора) случайно нашли семилопастное височное кольцо - типичное вятическое женское украшение 12 вв. Можно предположить в этой связи, что маленькая крепость на западном мысу Можайского городища была выстроена в 1146 г. переселившимися сюда язычниками - Московлянами.
   Когда и какими князьями он был основан - точных сведений нет. Однако по известиям 1 Новгородской летописи Можайск впервые упоминается под 1231 г., в связи с тем, что новгородский князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) со своими племянниками князьями, воюя против князя Михаила Черниговского, сожгли черниговский город Серенск, а затем безрезультатно осаждали: либо Мосальск, либо Можайск (Лаврентьевская летопись). Какой город подвергся неудачному нападению - спорят до сих пор. Ясно одно - уже в то время Можайск являлся не просто укрепленным поселением, но городом - крепостью и, уже в13 в. был стольным городом удельного княжества.
   Второе летописное упоминание приходится на1255- 1267 годы. В нем говорится о можайском князе Федоре Ростиславиче Черном, происходившим из рода смоленских князей.. В1303 году, как гласит летопись "…был он во владении Святослава Глебовича, котораго великий князь московский Георгий Данилович при взятии сего города пленив, отвел в Москву, а Можайск к великому княжению присоединил". Таким образом, существует два мнения о возникновении Можайска, высказанные ранее историками города Власьевым Н. И., Гороховым В. И., Карловым В. В.: "Городище может быть остатком укрепленного поселения дьяковцев или более поздних балтов (голяди). Но, скорее всего - это остатки укрепленного Можайска времени его возникновения и первоначального существования. Вторая гипотеза, кажется более правдоподобной, потому что хорошо укрепленное место, было бы сразу же использовано смоленскими кривичами в 10 - 11 в.в. и город был бы упомянут в перечне смоленских поселений 12 в. (Уставная грамота князя Ростислава 1150 г.). Следовательно, Можайск появился где-то на рубеже 12-13 вв., как пограничный город Черниговского княжества, и упоминается таковым под 1231 г.

   На протяжении всей истории Можайска здесь строились храмы, церкви, монастыри. Их по сведению летописцев насчитывалось в городе 75. Самой же старой городской крепостью, вокруг которой и вырос город, является Никольская гора. На ней, как и много веков назад стоит Никольский собор. Крепостная же стена не сохранилась, хотя при пеших экскурсиях ее остатки из белого известняка все же проглядывают из земли, как напоминания о былом. Послушаем летопись: "Сей город расположен на правом берегу речки Можайки, за версту пред впадением оной в Москву - реку. Сия речка, протекая от юга к северу, на правой стороне имеет крутую гору, разделенную двумя естественными рвами, которые, будучи рытым рвом от прочей горы отрезаны, составляют окруженный со всех сторон три сажени с аршином глубины имеющим рвом, большой высокий холм, который со всех сторон малою, а с восточной стороны по причине равного возвышения прилежащей горы, от которой он отрезан, большею укреплен насыпью две сажени высоты имеющею, в верху сей насыпи проведена каменная в сажень шириною стена с шестью башнями, из которых некоторые до половины обрушились. Вся крепость, имея вид неправилнаго шестиуголника в окружности имеет 269 сажень, в ней есть двое вороты, из которых одни всегда заперты. А в другия есть ход, которым от городскаго строения есть деревянной на клетках мост, имеющий в длину 65 аршины 4 сажени вышины же 13 аршин. На сих воротах есть новая пятиглавая соборная церковь во имя Николая Чудотворца с колокольнею. Внутри же крепости находится стары из белаго камня построенный собор. Воеводская канцелярия, каменная кладовая, винной магазеин и одно никогда не высыхающее озеро. Сей город разделяется на 15 слобод, которые называются: Гостиная, Николская, Тютина, Екиманская, Вознесенская, Орекова, Богородская, Карпова, Большая горная заруцкая, Сурина, Стрелецкая, Економическая, Под Лужецким монастырем, Служная бобылская, Ильинская набережная. Между всеми сими слободами сообщение произходит по большей части улицами, которых больших находится -18. Между оными переулков -5. Главнейшия улицы вымощены деревянною мостовою и фашинником. Мостов же в разсуждении гористаго положению сего города толко три, ис которых 2 построены на Можайке, а третий - на Москве-реке для сообщения с Ильинскою набережною слободою". Названия улиц говорят сами за себя Кожевенная - там жили кожевенники, которые скупали по деревням сырье выделывали его, а затем продавали. Очень распространено было в нашем городе и окрестностях гончарное производство, причем с глубокой древности. Археологи находят тому яркое подтверждение.
   Обратимся опять к летописям. "Еженеделной торг бывает в понеделник, на которой съезжается одно крестьянство с хлебом, пенкою, лном, колесами и холстом. В сем городе ярмонка бывает одна июня 29 дня, которая обователям приносит общую пользу. Купцы имеющие лишния лавки отдают их в наем и сами по стечению народному продают знатную часть своих товаров. Приезжающия же из Москвы, Калуги, Серпухова, Боровска, Вереи, Гжацка, и Вязьмы купцы привозят иностранные и российской работы сукна, шелковые, плисовые, ситцовые, кисейные, так же выбойка, полотна, камлоты и протчия товары, коих в городе в обыкновенныя дни не продают. Напротив того в сем городе закупают разной льняной холст"
   В 14-15 в.в. Можайск являлся одним из крупнейших городов "Московии", центром удельного княжества. Здесь в 15 в. при князе Андрее Дмитриевиче и его сыне Иване чеканились их монеты. Монетный двор находился в верховьях реки Можайки. Наиболее полные сведения о средневековом Можайске содержатся в писцовой книге города 1595-1598 годов. В центре на высоком холме стоял деревянный можайский кремль с каменными Никольскими воротами. Город насчитывал в 16 веке 25 церквей, 9 монастырей, 15 слобод, 40 улиц, большой торг, в котором было 400 лавок. Население Можайска достигало до 10 тысяч человек. Людей самых разных ремесленных специальностей называет уже упомянутая писцовая книга города: кувшинников, иконников, пугвичников, дудников, серебрянных дел мастеров и многих других… В городе была резиденция великих московских князей, которые часто приезжали в Можайск на охоту. Некоторые названия окрестных деревень: Псарево, Сокольниково - напоминают об этом. Во времена царя Ивана Грозного здесь принимались послы западных держав. Но не все удостаивались чести быть впущенными в город и ночевать в нем. Город считался священным, так как в крепостной церкви стоял образ святителя Николая - покровителя Можайска и, многие в ту пору приходили и приезжали на богомолье к великому святому образу не исключая и самого царя. Обратимся теперь к быту населения Можайского уезда. Преимущественно это было крестьянство. Не углубляясь в далекое прошлое, посмотрим на быт деревни 19 в. Один из составителей его описания отмечал: "При обозрении вообще быта крестьян можно заметить два рода деятельности, одни из поселян посвящают все труды свои хлебопашеству и домохозяйству, разводя преимущественно овес, другие же занимаются на фабриках, находящихся как в самом уезде, так и в Москве". Кстати об одной из таких фабрик до нас дошли материалы следующего порядка: в 17 в. в с. Марфин Брод, которое принадлежало в ту пору князю Гагарину была выстроена бумагопрядильная фабрика, которая просуществовала лет 30 с 1820 г. до 1850г. Затем фабрика несколько раз меняла своих владельцев, а заодно и профиль работ. В 1880 г. купец Клюгин сдает фабрику в аренду австрийскому предпринимателю И.И. Гюттлю. Оный устраивает в здании фабрику по производству и набойке платков. Фабрика приводилась в движение водяной, паровой и ручной силой. Сам Гюттль писал "…На фабрике предполагается вырабатывать кашемировые и фуляровые шелковые платки, которые после различных предварительных процедур "…" будут набиваться так называемыми сочными красками… при посредстве деревянных ручных манер, выписанных из Швейцарии и Австрии, или вырезаемых мастерами по заграничным, изумительно тончайшей работы, разным образцам". По словам владельца, для производства будут употребляться безвредные анилиновые краски ... ибо на Западе изготовление мышьяковых красок строго воспрещено законом и нигде в Западной Европе нельзя, будто бы, встретить в продаже такие краски… (Это заявление фабриканта нуждается, впрочем, в критической проверке…) Конечно работа на данной фабрике была тяжелой и вредной, как, впрочем, на многих других по всей Руси. Но, несмотря на это, в 1885 г. на ней было 200 рабочих, производилось платков на 180 тысяч рублей. В 1887 г. на фабрике насчитывалось уже более 800 человек. Основной продукцией были кашемировые платки; на 60 ткацких станках в год выделывалось 26400 дюжин набивных платков.
   Но попробуем представить себе деревню Можайского уезда 19 века. В этой среде существовал свой уклад жизни, свои обычаи и порядки, свой традиционный костюм. Можайский крестьянин носил домотканую рубаху-косоворотку, которая застегивалась на левую сторону. Она была довольно просторной, к центральному полотнищу ее пришивались прямые полотнища, образующие бочка. Между бочками и рукавами вшивали ластовицы - прямоугольные куски ткани, чаще другого цвета, чем рубаха. Длина рубашки у стариков обычно доходила до колен, у молодых значительно выше колен на 10-15 сантиметров. Она носилась на выпуск. На белых рубахах по подолу и рукавам делали полосы узорного тканья, часто красного цвета. Ворот и грудь обычно расшивались. Образец такой рубахи из деревни Луповка Можайского уезда сохранился в коллекции Государственного Исторического музея. Праздничные рубахи были такими же по покрою, шились чаще всего из покупных тканей ярких цветов - кумача, ситца. К комплексу мужской одежды крестьянина относились и штаны, которые шились на поясе, неширокими, обычно из домотканого холста, пестряди, чаще синего цвета в полоску, зимой - из серого сукна. Праздничные штаны назывались шароварами. Вверху и внизу они были очень широкими, заправлялись в сапоги. Шили шаровары из покупных тканей, чаще всего из хлопчатобумажного бархата - плиса разных цветов, в основном, черного и синего.
В летнее время мужчины так же носили синие и серые халаты, на голове поярковые шляпы, а некоторые суконные картузы. Обувью служили лапти, а зажиточные носили сапоги. Зимою сверху надевали овчинные шубы, на голову суконные шапки с овчинным околышем. На руках - кожаные рукавицы.
   Более разнообразной и нарядной была женская одежда можайских крестьянок. Она состояла из домотканой рубахи с широкими рукавами, собранными около кисти и на плечах. Также у ворота ткань была присборена под узенькую обшивку. Ворот, рукава и полики украшали поперечными полосами узорного тканья или вышивками. Подобные рубахи из Можайского уезда также находятся в коллекции Исторического музея в Москве. На рубаху одевался сарафан косоклинного или прямого (в более позднее время) покроя. Праздничный костюм по покрою был таким же, но из более дорогих тканей. Один из вариантов праздничного костюма крестьянки Можайского уезда середины 19 века сохранился в коллекции музея научно- исследовательского института художественной промышленности в Москве. Он состоит из цветной рубахи, косоклинного сарафана и широкой ленты - повязки на голову. По контрасту с изумрудно - зеленым фоном сарафана особенно выразительно выглядят украшающие его нашитые полоски цветной ткани и крупные оловянные пуговицы. Нарядна и желтая рубаха с узором в виде малиновых многолепестковых "розанов".
   Отмечено и бытование в Можайском уезде поневы, предшественницы современной юбки, с рубахой, носящей черты покроя, характерного для южных великороссов. Соответствовали этому комплексу и соответствующие кичкообразные головные уборы - сороки, вышитые гарусом и шелком. Поневы носили преимущественно пожилые женщины. Один из авторов описаний того времени характеризует так одежду женщин "Женщины летом ходят в куманчинцах, китайках Ю а некоторые в ситцевых шубках". Замужние должны были обязательно покрывать голову, а девушки "в летнее время голову не покрывают, волосы убирают в одну косу, вплетая в нее широкую ленту яркого цвета. Иногда голову обвязывают шелковым платком, концами назад" Обувью являлись лапти, а у зажиточных башмаки или коты. В зимнее время женщины одевали овчинные шубы, "иногда покрытые синею или желтою нанкою". К концу 19 - началу 20 в.в. традиционный крестьянский костюм повсеместно вытесняется городским. Мужчины в деревне носят пиджаки, брюки, женщины одевают платья и костюмы, так же характерные для городского населения. В коллекции Государственного Исторического музея в Москве сохранился костюм, пошитый к свадьбе в 1907 году и принадлежавший крестьянке деревни Бурцев о Можайского уезда Карякиной Марии Васильевне. Он представляет собой кофту с баской (большой оборкой внизу), которая называлась "казак", и длинную юбку из покупной материи сиреневого цвета. Разница между крестьянским и городским костюмом постепенно исчезает.
   Праздники и обряды Можайских крестьян были тесно связаны с временами года, сельскохозяйственными работами, много вековой православной традицией. На Пасху, одевшись в праздничную одежду, крестьяне с образами обходили все избы, иногда происходило окропления скота святой водой, что составляло благославление на выгон в поле. Затем начиналось веселье-катание на качелях, песни, хороводы. Через неделю Пасхи на Красную горку качели исчезали и крестьяне водили хороводы или пели протяжные песни. А затем в день святого Георгия происходил выгон скота в поле с молебном. Скотину выгоняли дети и вдовы вербами, которые сохранялись с вербного воскресенья. Пастуха одаривали яйцами, лепёшками и хлебом.
   В Николин день, помимо посещения церквей, в частности главной городской святыни - иконы Николы Можайского, крестьяне водили хороводы. На Вознесение в ряде сел сохранялся обычай: крестьяне ходили на пашню, молились богу и бросали шапки вверх, думая чем выше вскинется шапка, тем рожь будет выше и обильнее. Семик (в четверг накануне Троицына дня) отмечали далеко не во всех деревнях. Можайского уезда. Но там, где его праздновали, то срубали молодые березки, ставили их в избах и перед ними, пекли яичницу и ставили ее под березкой. Троицын день отмечали повсеместно. Вот как описывает этот праздник уже упоминавшийся автор: "Накануне праздника, которая либо из девушек ходит по избам и собирает яйца для Троицкой яичницы. Ее готовят на двух сковородах, одну для гулянья, другую оставляют дома на ужин. По утру в Троицын день после обеда приносят березку и украшают ее скорлупою, оставшуюся от яиц, употребленных для яичницы, их вешают на разноцветные ленты. После обеда крестьяне из деревень большею частью идут в село, где находится приходская церковь. Одна из девушек несет березку, а другая за нею яичницу на голове накрытую платком. Пришедши на место сельского гулянья, втыкают около кустика березку и ставят под нею яичницу, молодые же холостые крестьяне припасают вина и лакомств. Начинают гулянье по большей части кумовством. Девушки разделяются на два ряда по двум сторонам куста, под которым стоит яичница. Из каждого ряду отделяются по одной, становятся друг против друга на остальных двух сторонах и целуются так, что яичница, скрытая платком и кустик, находятся между ними. В это время остальные говорят: кумитеся, голубушки, кумитеся, любитеся. Этот припев повторяется до тех пор, пока все не перекумятся, тут же завивают венки, составляют хороводы и поют песни… Гулянье заканчивается довольно поздно. Иногда, возвратясь в деревню, крестьяне снова принимаются за игры и веселятся до полуночи. После Троицына дня хороводы постепенно делаются реже, песни умолкают и веселье сменяется полевыми работами…" Все лето шли полевые работы, крестьяне трудились не покладая рук. После окончания молотьбы, которая обычно бывала рядом с праздником Введения во храм, начинались посиделки. Они обычно проходили у вдов. В посиделках участвовали девушки и холостые парни. "Занятие девушек пряжа и шитье, но более удовольствие. Мужчины плетут лапти. Увеселение на посиделках составляют песни, скороговорки, загадки, иногда хороводы и пляска. Посиделки бывают каждый день и длятся иногда в продолжении целой ночи, до рассвета"
   Одним из самых веселых зимних празднеств были святки. На святках ходили ряженые медведем, козой, журавлем, а девушки - мужчинами, старухами, цыганками.
   В Рождество можайские крестьянки, как и везде на Руси, гадали. "Гаданья обыкновенны, а именно: считают тынья, начиная с какого либо места, избранные случайно. Если тынья составят четное число, то суженный будет холостой, если же не четное, то вдовец. Когда огорит первая лучина воткнутая во светец, тогда остаток ее, не давая совершенно погаснуть, берут девушки и бегут слушать разговор под окнами изб и, по смыслу разговора заключают - быть или не быть, о чем загадывали. Ходят на перекрестки слушать лай собак. Бросают лапти через ворота… В Васильевский вечер льют воск и олово. По выплывшим случайно фигурам угадывают, что ожидает в будущем году: замужество, смерть, богатство и т. п. Любимые игры на святках: хоронить золото, гулючки и жмурки. Песни поются более поблюдные, а также тягловые и плясовые. По окончании святок, посиделки продолжаются до масленницы"
   На масленицу обычно пекли блины, некоторые с понедельника масляной недели, другие с четверга. "С этого времени начинается гулянье. Оно состоит в том, что крестьяне из деревень едут кататься в села… Красят дуги, заплетают у лошадей гривы, надевают лучшую упряжь с медными бляхами и бубенчиками… В последний же день сырной недели рядятся масленицею, т.е. один из молодых крестьян одевается в странный костюм и навешивает на себя различные украшения. Его сажают на сани и везут по улице в сопровождении толпы. Масленицу и солому везут в поле за деревню, причем первая издает жалобные крики. Когда придут на место, начинают жечь солому, а представляющий масленицу, снимает свой костюм и переменяет его на обыкновенный. Этот обряд означает конец удовольствиям, начало прощальных церемоний, наступление Великого поста".
   Вся семейная жизнь крестьянина также была связана с определенными обрядами. Крестьянин, крестьянская община смотрели на семью как на важнейшее и непременное условие жизни, как на хозяйственную и нравственную основу правильного образа жизни. Уже неоднократно цитируемый автор середины прошлого века дает подробное описание свадьбы можайских крестьян, которая начиналась сватовством: "Прежде всего отец или мать жениха идет к соседу или к кому из родственников, берет его с собою дорогою покупают вина и приходят в дом невесты. Тут делают предложение породниться и выговаривают, сколько жених обязан невесте дать денег на приданое и вина на свадьбу. Последнее отдается в первый вечер, когда жених придет к невесте. С женихом бывает один дружка. Когда оба они подойдут к дверям избы, дружка начинает стучаться, говоря: Дома ли хозяин? Дверь отпирает отец невесты, дружко наливает между тем наливает полстакана пива, и оставаясь за порогом, переливает его в стакан отца невесты, у которого налита тоже половина. Отец невесты из своего стакана переливает обратно в стакан дружке, который опять отвечает тем же. После троекратного переливания, отец невесты выпивает стакан пива и дружка с женихом переступают порог и входят в избу. Когда они войдут, один из родственников невесты или посторонний влезает на печной столб и говорит: Козьма и Демьян и Михаил Архангел скуйте нам свадьбу двум молодым, двум малогрешным. Дружко после сего берет невесту, которая сидит с девушками, за руку и ведет к жениху и сажает их за стол, тут начинают петь величальную песню.
   После величанья дружко выводит сговоренных из-за стола, жених отдает половину денег по выговору, и отец и мать невесты берут образ и начинают благословлять… После сего вечера назначается день свадьбы. Перед свадебным днем, к вечеру у жениха и невесты собираются гости… У первого - молодые крестьяне, у второй - подруги девушки. Как жених, так и невеста ходят в баню. Жениху его товарищи, а невесте подруги поют песни.
Когда приедут брать невесту к венцу, тогда жених привозит остальную половину денег по выговору. Сговоренных сажают за стол. За столом невеста сидит покрытая фатою. Потом дружко берет жениха и невесту за руки и выводит из-за стола. Отец и мать молодого благословляют образом, хлебом и солью. Молодые целуют образ и хлеб и кланяются родителям в ноги в знак покорности. Когда войдут в избу, молодых сажают в первое место под образа; женщины же начинают петь песню молодым…
Ведут молодых спать, тут жена разувает мужа, за что он дарит ея деньгами, положивши их в сапоги. Между тем как молодые спят, приезжают гости со стороны новобрачной. Когда все соберутся, молодых поднимают и ведут на пир. Тут опять поют величальную песнь молодым и гостям по старшинству…
   За песню каждый гость обязан дарить певице. По окончании пира гости остаются ночевать у молодых. На другой день гулянье продолжалось, гости одаривали молодых, шутили сорили по всей избе, а молодая откупалась, подносила гостям вина. Этим свадьба и оканчивалась.
   Рождались дети, и они рано привыкали ходить за скотиной, трудится в поле. Но детство оставалось детством, были и свои игры, развлечения. Так, дети можайских крестьян любили играть в бабки, редьку. Распространены были и различные скороговорки, побасенки. Вот одна из них, также записанная в Можайском уезде: "Шел я путем - дорогою и вижу на дубу поповы ребята горох молотят. Гороховина долой валится, а горох на сучках остается. Шел я путем- дорогою и захотел напиться воды. Стал пить, уронил шапку в воду. Отошел с полверсты, хватился, шапки нет. Срезал я липину, срезал я лутошку, срезал я штуку с чего лыки дерут. Воротился назад, свою шапку доставать. Липину кинул - недокинул, лутошку кинул - перекинул а с чего лыки дерут - в шапку попал и шапку достал".
   Жизнь можайского крестьянина была тесно связана с природой. Многолетние наблюдения за природными явлениями выработали определенные советы, которым следовали в хозяйстве, которые учитывали и в поле и в хлеву. Если, например, считали можайские крестьяне, иней во все продолжение зимы большой, то урожай овса и жита будет обильный. Или - в каком году у шмелей детей много, в том году овцы будут по двойне ходить.
Вот так и жила можайская деревня своим миром, крепкими традициями семейным укладом, в тесной связи с окружающей природой. Народная культура старой можайской деревни интересна, небесполезна и в наши дни.
   Собственно из знакомства с историческими материалами и людьми, которые и поныне хранят обычаи и традиции предков, а также встречи с мастерами ремесленниками Можайска и родило идею создания в городе творческого центра. Произошло это событие около восьми лет тому назад под эгидой ассоциации "Бородинское поле". Правда никто в ту пору не хотел спонсировать развитие этой идеи. И тогда было решено открыть коммерческое подразделение, а точнее Художественный салон "Коробейники", который и стал зарабатывать средства на реализацию этого проекта. Первое, что мы сделали - это стали собирать материалы, о существовавших в районе ремеслах. Мы пошли по трем направлениям: сбор печатной информации по краеведению и этнографии, работа с мастерами - умельцами, которые сейчас проживают в Можайске, а также встречи с коренными можайцами, которые что либо знали об обычаях, традициях и ремеслах, которые здесь существовали раньше. Изделия можайских мастеров, сотрудничавших с нами и изделия народных промыслов реализовывались в художественном салоне, а средства получаемые от этого тратились на развитие нашего проекта. Первое, что нам удалось осуществить - это консолидировать вокруг художественного салона можайских умельцев и художников. Затем мы стали проводить их выставки: живописные и декоративно - прикладные. Надо в этой связи заметить, что занимаясь декоративно-прикладным искусством мы не могли обойти наших художников т.к. в нашем городе проживала и живет ныне целая плеяда живописцев давших славу не только Можайску, но и всей России назову хотя бы несколько имен: С.В. Герасимов, И.Л. Горохов, И.И. Горохов, А.И. Веселов, Г.И. Веселова, Е. Долгачев и многие другие в их числе можно бы было, и назвать нашу будущую гордость - это пока студенты институтов и академий, а также ученики школы искусств: Александров М., Королева И., Картавенко Е. Но кроме этого у нас выставляют свои работы и не профессиональные художники, иначе говоря, самоучки и у всех равные условия - выставки проводятся бесплатно, как для самих художников, так и для посетителей. Всего за эти годы у нас прошло свыше 20 выставок, как художественных, так и декоративно-прикладных. Кроме этого мы стали привлекать детей, работы которых представлены бисером (плетение, вышивка), резьба по дереву, декоративная роспись по дереву, изделия из кожи, лоскутная техника, вышивка, плетение кружев. Но, к сожалению, не у всех сейчас и детей и взрослых есть средства на покупку тех же материалов для будущих изделий и "Коробейники" стараются помочь, чем возможно. В этом году мы, наконец, приступили ко второй части нашего проекта. Встретив понимание местных властей, мы получаем вправо пользование еще одно небольшое помещение, в котором и будет находиться Автономная некоммерческая организация "Добродея". При ней будут созданы творческие мастерские "Можайский умелец": детские и взрослые, где дети будут обучаться декоративно-прикладным ремеслам на благотворительной основе, а лучшие их изделия будут реализованы в художественном салоне "Коробейники". Обучение будет проводиться по разным направлениям: плетение из бисера, вышивка бисером, вышивка нитью, плетение кружев крючком, вологодское кружево, фриволите, ришелье, а так же резьба по дереву, лепка из глины, лоскутная техника и м.д. Вторая часть проекта - это культурно-просветительская работа. В этом ключе мы собираемся проводить обучающие семинары, тематические вечера, встречи, поездки на народные промыслы России и т.д., будем традиционно проводить выставки наших мастеров. Третий этап в нашей работе мы собираемся посвятить краеведению. В этом ключе планируется сделать следующее: организовывать этнографические экспедиции по району, начать более тесно сотрудничать с музеями и архивами Москвы и Истры, где (к сожалению, а не в Можайске хранятся документальные и этнографические материалы города и района).
   Третье: создаются музейные фонды современных мастеров Можайска
   Естественно, что планы большие, и осуществить их в наше время довольно сложно, но возможно. И самим своим существованием мы это доказали. "Коробейники" пошли не стандартным путем, а именно не стали просить милостыню, а стали зарабатывать сами - своим трудом и вкладывать в благое дело возрождения, развития и сохранения русской культуры, культуры г. Можайска. Мы - это коллектив Художественного салона "Коробейники", организаторы творческого объединения "Добродея", мастера будущего "Можайского умельца", художники и просто энтузиасты нашего города, можем пообещать вам одно, что о своей работе, успехах, интересных находках и завоеваниях мы будем сообщать ежегодно на этих конференциях в Каргополе, если вам будет угодно и интересно послушать наш доклад.

Волошина Лариса Владимировна


Документы и источники, использованные для доклада:
1. "Описание России. Исторический ландшафт" Источник 3/1993 г.
2. Макарьевские чтения 1994 г. выпуск 2 часть 1 г. Можайск
3. "Можайск - священный город русских" 16 век Г. Мокеев.
4. "Древнейшие поселения в Подмосковье" А.Ф. Дубинин.
5. "Историческое прошлое Можайска" В.И. Горохов (газетные публикации "Новая жизнь" г. Можайск. (Материалы рукописные находятся в Областном архиве г.Москвы).
6. "Заметки краеведа" А.И. Кетов (Газетные публикации "Новая жизнь", г. Можайск)
7. "Древние города Подмосковья" П. Тельтевский.




Общественный сайт Можайска. Установить в Яндекс.Бар

Добавить баннер www.mozhaysk.ru на свой сайт













© 2001-2024 КОМПАС
Admin: admin@mozhaysk.ru | Web-master: webmaster@mozhaysk.ru вверх