Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».
«РУССКИЙ БОГ»
Общерусское почитание Можайска,
вплоть до признания его Священным городом и уже появившегося в конце XVI
века запрета иноверным посещать его, явилось конечно следствием
необычайного роста на Руси культа св. Николая Мирликийского. И речь здесь
идет не столько о церковном чествовании Святого — это само собой
разумеется, сколько о распространении и утверждении его народной славы.
Это она, общенародная слава выделила, затем подняла св. Николая до таких
высот святости, что потребовался особый религиозный центр для поклонения
Святому. Естественно, только выяснив сущность общенародного культа св.
Николая, рассмотрев процесс возрастания этого культа, можно понять причины
прославления Можайского образа св. Николая и, как следствие, появление
Священного города.
Русские люди не случайно выделили
св. Николая из сонма христианских святых, особо чествовали его и чаще чем
к другим святым обращались к нему с молитвами. То совершенно
исключительное положение,которое он занял на Руси в религиозном сознании
народа, очевидно было связано с его духовными качествами, близкими духу
самих русских людей того времени. Это сострадание бедствующим, больным,
погибающим и желание помочь им выкарабкаться из горя-беды, открытое
становление на защиту угнетенных, мучимых, решительное и смелое
заступничество за неправедно осуждаемых, гонимых...
Глубокое уважение к Святому
объясняется церковными службами ему, сказаниями о его жизни и чудесах,
очевидно глубоко западавших в отзывчивые души простых людей. Судя по Четьи
Минее от 6 декабря, “он многая великая и преславная чудеса сотвори на
земли и на мори, в бедах сущим помогая, и от потопления спасая, и из
глубины морския на сухо износя, от мечнаго посечения заступая, и от смерти
освобождая, многим многая подая исцеления: слепым — зрение, хромым —
хождение, глухим — слышание, немым — глаголание; многих в убожестве и
нищете последней страдающих — обогати, гладным — пишу подаде. И всякому,
во всякой потребе — готовый помощник, теплый заступник и скорый
предстатель и защитник показася; новым также, призывающим его, поможет и
от бед избавит”.
Оказывается, если выделить и
обобщить главное, св. Николай, в первую очередь, — спаситель бедствующих и
погибающих, способный отвести даже костлявую руку смерти. А кто из людей
когда-либо не бедствовал, кто не погибал? Все без исключения! Вот где
основная причина частного и всеобщего внимания и любви к нему. Как
говорили, “Бог высоко, а Никола близко”, может быть рядом. “Святый Никола
— помоги!” — была первая мысль и первый возглас попавшего в беду, вопль
пострадавшего или даже шепот умирающего.
Еще Николай Чудотворец — святой
защитник странствующих: в широком смысле — вообще всех людей, как бы
странствующих по дорогам жизни, в узком — всяких путников, ведь именно они
в старину чаще бедствовали и погибали. Естественно Святого почитали в
первую очередь купцы-гости, связанные с опасностями перевозок товаров и
ценностей, затем воины всех званий, начиная от простого копьеносца и
кончая воеводой, князем, даже царем, а также охотники, рыбаки, ямщики,
нищие, бродяги, в общем — все перемещавшиеся по суше и плававшие по воде.
Уезжая из дому, отправляясь в дорогу или плавание, особенно дальние,
опасные, люди обращались к святому Заступнику с молитвами о даровании
счастливого пути, благополучного возвращения.
Еще в народном представлении
Николай Чудотворец — святой защитник пахарей, крестьян, вообще покровитель
земледелия. В былинах о Вольге и Микуле, Илье Муромце и других Микула
(Никола) Селянинович выступает своеобразным символом всего
земледельческого населения Русской земли. Нет никого сильнее, мудрее
мирного пахаря. Но у него соха — тяжелая, кобыле — нет цены, а в котомке у
него даже не соль земли, а“тяга земная”. В старину весной 10 мая
праздновались “именины земли”, которые прямо связывались в народном
сознании с именем св. Николая. Ночью с 9 на 10 мая крестьяне призывали
Святого:
«Микула-сеет,
с
милостью Приходи
к нам, с
радостью, С
великою благостью!
Держимся
за сошку,
За
кривую ножку...
Мать
Сыра Земля
добра Уроди
нам хлеба,
Лошадушкам
овсеца, Коровушкам
травки!»
Если же учесть, что св. Николай
еще и покровитель домашних животных (особенно коней), птиц, пчел, а также
диких зверей и птиц, то есть, по существу, почти всего живого на земле, то
общее глубочайшее уважение, чрезвычайное почтение к нему становятся вполне
объяснимыми. Однако даже это все не исчерпывает достоинств святого.
|
Святитель Николай. Псков. Середина XIV
века. |
На одной псковской иконе,
хранящейся в Третьяковской галерее, Святитель изображен держащим раскрытое
Евангелие, на котором написано: “Евангелие от Николая” и далее следует
начало текста Евангелия от Луки, которое читается в дни памяти Святителя
Николая. А в Историческом музее Москвы имеется каменный образок, на
котором св. Николай представлен в окружении четырех Евангелистов, причем
маленькие Евангелисты окружают большого Николая. Здесь он — идеал
пасторского, евангельского служения, символ воплощения Святого Духа.
Но сфера возможностей св. Николая
достигает небес: Угодник Божий переводит праведников в Рай и служит иногда
вместе, и иногда и вместо св. Петра привратником Рая — Небесного Града. У
св. Николы хранятся ключи от Неба и он является стражем Райских врат. В
этой связи еще с XI века от киево-печерских монахов у русских установился
обычай класть в гроб в руку покойнику “разрешительную, грамоту” — письмо
на имя св. Николая (иногда — св. Петра), свидетельствовавшую о том, что
умерший был русским, жил истинно в православной вере, что ему может быть
открыт доступ в Рай. Например, в 1674 году подобную прощальную грамоту
вложил в руку покойному царю Алексею Михайловичу патриарх Иоаким.
В соответствии с таким высочайшим
положением св. Николай, единственный из святых, мог замещать в кратком
трехфигурном иконописном деисусе св. Иоанна Предтечу. Причем в середине на
месте Христа Спасителя иногда изображалась Святая София — Премудрость
Божия, или даже Сама Божественная Троица. Общая идея деисуса ясна:
Пресвятая Богородица и св. Николай — главные посредники между Богом и
человеком. Их объединяет идея заступничества за людей перед Господом, они
обращаются к Нему с молением, предстательствуя за весь род
человеческий.
В полном согласии с указанной,
хотя и неканоничной деисусной композицией, в народном представлении св.
Никола, Пречистая Богородица и Сам Господь Бог объединялись иногда в
своеобразную “Троицу”.
И мне-ка стать перед
Спасом-Богородицей, И мне-ка Господу бы Богу
помолитися... И три поклона положить в сыру
землю: И как первой поклон Пречистой
Богородице, И мне другой поклон Миколы-то
Угоднику, И мне третей поклон Владыке-то
Всевышнему”.
***
“Помолюсь я, красна
девица, Самому Христу
Небесному, Пресвятой я
Богородице: Сохрани-помилуй
Господи, На сегодняшней великой день (день
свадьбы). Помолюсь я, красна
девица, Я Николе
Многомилостиву: Сохрани-помилуй
девицу, Свят-Никола Многомилостивый!”
Могущество небожителя считалось
поэтому беспредельным. Ведь на него, по характеру его деяний, тоже
распространялось понятие “спасителя”. Не случайно иностранцы
констатировали, что русские воздают св. Николаю поклонение,
приличествующее самому Спасу — Иисусу Христу: “Николу ... аки Бога
почитают православнии” (Зимновий Отенский). Инородцы на территории России
также именовали его “Никола — Русский Бог”. И в русских духовных стихах
отмечалось, что “Святитель Никола, силен Бог наш”, причем выступал он
также как “Морской Бог”, “Бурлацкий Бог”, даже “Общий Бог” (“Богами”
назывались иконы — отсюда и отождествления). Наконец существовал клич:
“Никола с нами!”, наподобие общеизвестного: “С нами Бог!”
По всем указанным причинам св.
Николай Угодник был душевно и духовно близок каждому русскому человеку, а
в сознании всех русских людей выступал как истинно народный святой, как
благодатный покровитель народа.2
|
Москва-река у Можайска на пути к
Москве-столице |
|