Из кн. "Древние города Подмосковья" П.А. Тельтевский.
Москва 1974 г. изд. "Стройиздат".
МОЖАЙСК
На Москве-реке, в 110 км от столицы на запад расположен древний город Можайск.
Впервые в летописи он упоминается в 1231 г. До конца XIII в. город принадлежал
Смоленскому княжеству, а в 1303 г. вошел в состав Московского княжества как
важный укрепленный пункт, контролировавший подходы к Москве и прикрывавший
ее с запада.
Можайск не раз отражал нападение врагов, рвавшихся к Москве, и вписал немало
славных героических страниц в историю нашей страны.
Из рода московских князей первым князем Можайска был сын героя Куликовской
битвы Дмитрия Донского Андрей (1389-1432). Позднее городом управляли наместники
из Москвы, а последним можайским князем был Андрей Углицкий (1481-1491). В
XIV-XVI вв. город становится крупным ремесленно-торговым центром.
На очень высоком холме, господствующем над хорошо просматриваемой окружающей
местностью, был расположен древний кремль Можайска с насыпными валами и деревянными
укреплениями. Древние земляные валы хорошо сохранились до сих пор и дают представление
о размерах старого укрепленного ядра города. Этот холм сначала был обособлен
и окружен глубоким рвом, а потом узкой земляной насыпью соединен с выросшим
городом
Деревянные стены и башни Можайска существовали с самого основания города;
известно, что в XVI в. деревянная крепость ремонтировалась.
Но в описи 1596-1598 гг. отмечается, что деревянные стены (имевшие окружность
около 650 м) и башни можайского кремля окончательно пришли в ветхость. Сохранились
лишь названия башен: Никольская проездная башня с церковью, башня Кухня, Косая
Стрельня, Петровская (с воротами), полубашенье Сурино-колено, Глухая, Красная
и др. Перед главными Никольскими воротами через ров (где позднее была сделана
насыпь, соединившая разросшийся город с холмом) имелся широкий и длинный мост
со стороны посада.
В 1626-1633 гг. можайским воеводой был герой народного ополчения, освободившего
Москву от интервентов, Д. М. Пожарский; в 1624-1626 гг. строятся каменные
стены и башни можайского кремля.
В настоящее время не сохранилось и следов этих каменных стен и башен; лишь
необычно высокий величественный земляной кремль свидетельствует о прошлом
неприступной крепости.
В кремле в XVI в. стоял деревянный Никольский собор, а в конце века упоминается
каменная Воздвиженская церковь. О дальнейшем каменном строительстве кремля
источники молчат. Сохранились только два храма, выстроенные в можайском кремле
уже в XIX в. с использованием частей древних храмов.
Сторожевой город Можайск имел в древности своеобразный охранный символ - деревянную
статую Николы высотой почти в рост человека, выполненную в XIV в., которая
находилась в древнем Никольском храме. "Никола Можайский" изображен
стоящим, в его правой руке - поднятый меч, а в левой он держит условное изображение
охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной. Деревянная статуя
находится сейчас в Государственной Третьяковской галерее и является редчайшим
образцом объемной скульптуры XIV в. Эта древняя статуя вызывала многочисленные
подражания в XVII и XVIII вв. и имеет свою интересную историю. Она, по преданиям,
была изображена на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского.
Очень возможно, что редкая на Руси скульптура была предметом гордости горожан,
почиталась в древнем Можайске, находилась на главных крепостных воротах кремля
как охранитель города.
Вблизи кремля, на Якиманской улице, находится один из интереснейших в Можайске
памятников архитектуры - Якиманская (Иоакима и Анны) церковь. В далеком прошлом
здесь находился Якиманский монастырь, письменные упоминания о котором относятся
еще к 1596-1598 гг., когда он уже имел каменную церковь. Позднее, в XVII в.,
монастырь потерял свою самостоятельность, а в 1735 г. он уже числится как
приходская церковь. Окружавшая монастырь слободка вошла к этому времени в
черту городской застройки.
Якиманская церковь полна загадок, содержит исторически сложившиеся наслоения,
в результате которых возникло своеобразное сооружение, исполненное в дошедшем
до нас виде, безусловно, одаренным зодчим. Основу храма составляет почти правильный
кубический объем, покрытый четырехскатной кровлей, стены которого выложены
из кирпича и белого камня. Центральные части боковых фасадов церкви завершают
окна - люкарны с характерными для стиля барокко деталями. Над кровлей виден
крупный завершенный куполом барабан, который поставлен на своеобразный постамент.
Барабан прорезают четыре крупных арочных проема, в которых размещались колокола.
С целью создания традиционного пятиглавия выложены четыре декоративные тумбы.
С восточной стороны к основному кубу храма примыкает несколько необычная для
русского зодчества крупная, почти во всю ширину восточной стены, полукруглая
апсида. Детали храма носят смешанный стилевой характер: имеются детали, выполненные,
как уже упоминалось, в стиле барокко (наличники окон апсиды, детали люкарн
и четырех тумб), а также детали в стиле псевдоготики XVIII в. (убранство основания
барабана, тумб "пятиглавия").
Необычностью композиции не исчерпываются странности этого сооружения. Известно,
что храм выложен с использованием частей более древнего, белокаменного храма:
северная и западная стены имеют большие участки белокаменной кладки, а южная
сохранилась на высоту до верхнего окна как стена храма XIV в.*, включенную
в новую постройку XVIII в. как ее часть. Эта стена выложена из прекрасно подогнанных
один к другому блоков белого камня и имеет по центру дверной проем, превращенный
в окно. Самое любопытное можно увидеть, войдя внутрь храма: при перестройке
XVIII в. южная стена поменяла свои фасады - современный наружный ее фасад
в первоначальном белокаменном храме XIV в. был обращен в сторону интерьера
и, наоборот, наружный фасад древнего храма оказался внутри современной Якиманской
церкви.
Древняя стена сохранила в интерьере Якиманского храма детали наружных фасадов
сооружений XIV в. - две плоские пилястры-лопатки, членящие фасад на три части,
а также портал с приставными колонками и килевидным завершением, который обрамляет
вход, превращенный ныне в окно. С наружной стороны южная стена сохранила детали,
свойственные интерьеру, например, в ее восточной части имеется глубокая ниша
- "печура", служившая местом хранения церковной утвари. Части белокаменного
храма XIV в. Якиманской церкви, вероятно, есть самое древнее, что дошло до
нашего времени от древнейшего зодчества Можайска.
Удивителен Якиманский храм - его монолитный куб с массивным крупным объемом
апсиды несет черты стиля барокко, проступающие в сочной пластике объемов и
деталях, а также классицизма, выраженные, например, в характерном завершении
храма крупным барабаном с куполом. Талант мастера придал замечательные пропорции
общей композиции храма, полной индивидуальности и своеобразия.
На высоком прибрежном холме, возвышающемся над низменной поймой Москвы-реки,
на окраине Можайска раскинулся Лужецкий монастырь, основанный еще в 1408 г.
монахом Ферапонтом, с именем которого связано также основание знаменитого
Ферапонтова монастыря на севере нашей страны - в Белозерье.
* Н. Н. Воронин. "Зодчество северо-восточной Руси XII-XV вв.", т.
II. Изд. АН СССР, 1961.
Древний собор Лужецкого монастыря построен в первой половине XVI в. Крупный
пятиглавый храм выстроен в традициях соборных сооружений, имеет четыре круглых
внутренних столба, несущих сводчатое перекрытие и световые барабаны глав.
Это древнее сооружение производит сильное впечатление своей величественностью
и стройностью. Значительные обновления и перестройки получила древняя трапезная,
постройка которой относится к 1577 г., а также надвратная церковь (предположительно
конец XVI в.). В 1673 г. в монастыре выстроена колокольня, замечательная по
своим деталям и общей композиции - типичное сооружение своего времени. В 1681-1692
гг. в монастыре продолжалось широкое строительство, возводились каменные здания
келий, также не избежавшие позднейших искажений, строилась каменная ограда
с небольшими угловыми башнями, покрытыми деревянными шатрами.
Новый Никольский собор в можайском кремле начал строиться в 1802 г., но постройка
его затянулась и была завершена лишь 12 лет спустя, в 1814 г. Никольский собор
- сооружение XIX в., редкое по красоте расположения и живописности среди не
только подмосковных, но и всех русских городов. Выстроенное в романтическом
стиле псевдоготики неизвестным зодчим здание собора запоминается необычным
своим видом, красочной декоративностью.
Никольский собор поставлен в можайском кремле очень удачно (на самой верхней
точке высокого холма) и виден издалека, со многих точек города. Наиболее эффектный
вид на собор открывается при подъезде к Можайску с запада: задолго до того,
как станет виден город, уже виднеется высокая каменная колокольня собора.
Никольский собор - крупное и сложное по объемному построению сооружение, при
возведении которого так же, как и в Якиманской церкви, были использованы части
более древнего храма. Это послужило одной из причин усложнения плана двухпрестольного
храма, каким является Никольский собор. Известно, что в состав северной части
собора вошел находившийся на том месте древний храм с двумя столбами и главой
с кокошниками, сохранившимися до сих пор (предполагается, что то был храм,
построенный в 1684 г.). С западной стороны к основному сложному в плане объему
собора, как бы заключающему в себе два храма, примыкает высокая многоярусная
колокольня.
Никольский собор, интереснейший в Подмосковье, производит впечатление сооружения
стиля русской псевдоготики, но в трактовке архитектурных объемов, в их усложненной
пластической характеристике, а также в характере резных белокаменных деталей,
щедро расположенных зодчим на фасадах этого удивительного храма, чувствуются
отзвуки стиля барокко.
Зодчий четко выражает на фасадах здания собора два яруса-этажа: первый, "подклетный"
этаж и высокий основной парадно трактованный второй этаж, имеющий огромные
высокие окна, перекрытые двойными арочными перемычками с декоративными лучковыми
завершениями наличников и тремя резными белокаменными пирамидками. Тонкие
спаренные колонки из белого камня расположены на высоких (до уровня второго
этажа) белокаменных тумбах, "обходят" все фасады здания кругом,
расчленяя их на отдельные участки; они то подчеркивают многочисленные выступы
и раскреповки фасадов, то выделяют круглящиеся апсиды восточного фасада собора.
В Никольском соборе мало излюбленных в сооружениях псевдоготики XVIII-XIX
вв. стрельчатых арочных мотивов деталей убранства, здесь они, как правило,
"смягчены": глаз повсюду встречает плавные округлые кривые, более
свойственные деталям убранства русских построек конца XVII - начала XVIII
вв.
Любовь зодчего, строившего Никольский собор, к пластике архитектурного объема
очевидна: мало найдется участков фасада, где стены прямолинейны, они всюду
раскреповываются, перебиваются уступами, а наиболее эффектно выглядит восточная
стена; она состоит из многих полукружий - волнистая и изящная в членениях,
насыщенная светом и тенью, она обращена в сторону входа в кремль со стороны
города.
Над стенами, выше венчающего карниза здания, возвышаются многочисленные декоративные
башенки с тонкими резными белокаменными колонками и фигурными завершениями.
Четыре более крупные своеобразные беседки-бельведера совместно с невысоким
барабаном, покрытым низким куполом, образуют пятиглавие.
Отличительной особенностью Никольского собора можно считать сильные черты
светскости его архитектуры. Это впечатление создают: развитой венчающий карниз,
отсутствие обычных для храма закомар или кокошников и обязательных для храма
глав (они заменены здесь изящными воздушными беседками, придающими ему дворцовый
вид). Колокольня собора завершена тонким и высоким шпилем, она богато декорирована
белокаменными деталями и отличается спокойной уравновешенностью архитектурных
масс, легкими ярусами, устремляющихся вверх. Вертикальные декоративные элементы
- белокаменные колонны - придают ярусам колокольни, всему зданию собора большую
легкость, подчеркивают стройность композиции.
Зодчий Никольского собора нашел в сочетании мотивов русской архитектуры конца
XVII в. и романтичного стиля псевдоготики XIX в.- свое индивидуальное понимание
прекрасного в архитектуре, воплотив этот свой замысел в красочных и живописных
архитектурных формах.
Рядом с Никольским собором с восточной стороны находится Петропавловский собор,
построенный в 1849 г. на месте собора, рухнувшего в 1844 г. В композиции Петропавловского
собора продолжается цепь загадок, типичных для старинных построек Можайска.
Подобно Якиманской церкви и Никольскому собору, последний по времени Петропавловский
собор тоже выстроен с использованием частей старого храма, а в композиции
собора сделана не совсем удачная попытка сохранить особенности архитектуры
древнего храма.
Кубический объем Петропавловского собора имеет с востока. три более низкие
апсиды и увенчан одной главой; фасады его расчленены пилястрами на три части,
завершенные декоративными изображениями килевидных закомар, и снабжены белокаменным
поясом, опоясывающим здание кругом. Портал входа копирует древнюю форму обрамлений
с килевидным завершением. Создается впечатление, что все эти элементы композиции
собраны здесь воедино с целью сохранить в новом здании черты облика исчезнувшего
древнего храма, стоявшего на этом месте. Отмеченные особенности характерны
для храмов конца XIV - начала XV в. и позволяют исследователям предполагать,
что собор, который рухнул, можно отнести именно к этому периоду.
Необходимо отметить, что этот собор в отличие от примечательного в замысле
и деталях Никольского собора, выделяется несовершенством замысла и слабостью
исполнения, не совсем грамотной, а иногда и наивной трактовкой деталей русского
зодчества XVI в., эклектическим сочетанием их с приемами архитектуры XIX в.
Убранство Петропавловского собора отличается излишней сухостью, свойственной
периоду упадка мастерства в архитектуре второй половины XIX в.
Можайский кремль - один из немногих мест города, которого не коснулась реконструкция.
Кипучая жизнь современного Можайска проходит за пределами древних земляных
валов этого небольшого укрепления. С кручи земляного кремля далеко видны просторы
русской земли, которую на протяжении веков охранял город-воин Можайск. Кремль
и его храмы - хранители истории города - удивительно живописны, они запоминаются
и навсегда остаются в памяти как интереснейшая архитектурная достопримечательность
Можайска.