Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».
БЛАГОДАРНОСТЬ НАРОДА
Обращаясь с молитвами к св.
Николе Можайскому люди исстари получали Божию помощь и избавление от своих
бед. Естественно чудотворный Можайский образ становился объектом
благодарности людей, удостоившихся такой помощи. А благодарность
проявлялась в желании подарить Святыне самое ценное из того, что у
человека имелось. Так со временем образ сказался усыпанным
драгоценностями: обложен серебряной с позолотой ризой-окладом, украшен
золотом, жемчугом, бриллиантами, увешан разного рода золотыми и
серебряными привесками.
Самое раннее известие о внешнем
виде чудотворного образа св. Николы Можайского сохранилось от 1596-98
годов. Известие это примечательно тем, что современно наибольшей славе
образа, а также совпадает по времени с известиями о Можайске как Священном
городе (многие из указываемых в известии драгоценностей сохранялись до XX
века). Из описи видно, что к концу XVI века, судя по богатству украшений
иконы, благодарность народа достигла своего апогея.
"В приделе образ Чудотворной Николы Чудотворца стоячий на
рези в киоте с деянием. Киот обложен серебром, венцы и поля позолочены. У
Николы Чудотворца венец золот чеканной, а в венце пять репьев золотых: в
верхнем репье камень изумруд зелен, по сторонам в репьях два лала
червчатых, да в нижнем репье камень изумруд зелен, а с другой стороны
камень зелен же плохой, да в репьях же по четыре жемчюги. Да у Николы ж
Чудотворца в правой руке меч, а в левой руке град Можайск обложен серебром
басмян позолочен.
Да у Николина ж образа прикладу:
цата золота, а в ней камень яхонт лазорев, да два жемчюга, да две бирюзы,
да два червца; да цата золота; да десять цат серебряных басмяны золочены с
каменьем с плохим; да цата серебряна подложена тафтою зеленою на бумаге;
да две гривны на тафте жемчюгом сажены, - одна с каменьем с червцы; да
крест камень красен обложен золотом с финифты, а у него жемчуг, у того ж
креста в гнезде золотом раковина жемчюжна; да крест золот с мошьми; крест
аспиден обложен серебром с жемчюги и с каменьем; да репей золот, а в нем
камень червчат; да две понагеи серебряны позолочены, - у одной шесть
жемчугов; да три креста аспидны обложены серебром же; да два креста
серебряны тощие золочены; да две цаты серебряны золочены; да крест
серебрян золочен; крест серебрян льяной; да трис-тадвадцать пять гривен
серебряны; да серьги яхонты лазоревы; да шесть перстней золоты,-два
перстня с каменьем; да шесть перстней серебряны; да две ширинки, - одна
шита золотом да серебром, а другая шита золотом, обе с трепицами.
Да у Николы ж Чудотворца пелена
камка зелена, а на пелене деисус с новыми чудотворцы серебряны двадцать
два образа, а поля вокруг пелены сажены жемчюгом по камке червчатой, а на
пелене крест сажен жемчугом.
Да перед Николиным образом
подсвечник серебрян позолочен; да три свечи поставныя, а на них насвещники
железные жестяные; подсвечники оловянные. У Николы ж Чудотворца запон
тафта червчата. Да перед Чудотворным образом паникадило
медное".27
Не лишено интереса дополнение
польского ксендза Савицкого, побывавшего в Можайске со свитой Марины
Мнишек и видевшего икону в 1606 году: "В середине (часовни) находится
икона св. Николая во весь рост, вырезанная из дерева, имеющего желтый
цвет: или потому что такое уж дерево, или потому что дерево это окрашено
желтой краской, или по причине старости. На образе- шелковые ризы,
подобные тем, какие надевают греческие священники во время богослужения.
Риза до самого пояса украшена золотыми и серебряными пластинками, которые
приносятся в дар теми людьми, которых Бог услышал молитв ради св.
Николая".28
К иконе привешивались не просто
золотые и серебряные пластины, украшавшие образ. С древних времен на Руси
установился обычай привешивать к иконам изготовленные из золота, серебра
маленькие руки, ноги, даже головы, свидетельствовавшие об излечении
болящих и недужных. А на пластинах, упомянутых ксендзом Савицким, писались
имена исцеленных.
В этой связи интересна одна
особенная привеска, существовавшая до революции на правой руке св. Николы
два столетия висел подаренный Петром 1 медальон в форме звезды с
изображением на одной стороне святого Георгия на коне, на другой - самого
дарителя в латах и лавровом венке на голове, с надписью: "Царь Петр
Алексеевич". Если учесть, что к иконе обычно привешивались изображения
больных, но выздоровевших частей тела, то привеска портрета-головы царя
выглядела логически странной. В этом "подарке" было что-то не до конца
продумано царем. Да и само напоминание "царь" для св. Николая, было, по
меньшей мере, излишним.
При обильном потоке
привесок-подарков в ризнице церкви св. Николы Можайского очевидно
скапливалось периодически столько поделок из золота, серебра, столько
других драгоценностей, что священнослужители храма должны были по
истечении определенного времени как-то распоряжатьтся этим богатством. И
оно конечно использовалось, главным образом, на пользу церкви. Так из
можайского собора в 1678 году было продано в Патриаршую казну серебро в
дробницах и цатах, и из него сделаны оклады для икон, наугольники и
застежки к напрестольному Евангелию в новую патриаршую домовую церковь 12
Апостолов в Московском Кремле.
По указу царя Феодора Алексеевича
и благословению патриарха Иоакима в 1682-85 годах маленькая надвратная
церковь во имя св. Николы Можайского была перестроена в каменный городской
собор. Царь и патриарх, как храмоздатели, конечно выделили средства на
возведение нового надвратного храма. Но коль скоро до этого времени
излишки серебра, а возможно и золота вывозились в Москву для наведения
благолепия в кремлевских храмах, можно с уверенностью полагать, что
большую часть средств на перестройку храма в Можайске "выделил" сам св.
Никола Можайский из своих кладовых, сам "создал" для себя великолепный
собор, сам его "украсил".То же очевидно произошло и в 1804-16 годах при
новой перестройке собора.
До революции образ св. Николы
находился в иконостасе нынешнего храма начала XIX века, у его южных врат.
Стоял он в деревянном позлащенном, обложенном снаружи серебром и
устроенном в виде сени киоте под балдахином. Святой был украшен
серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным
жемчугом, драгоценными камнями, крестом наверху (в 1596-98 гг. ризы и
митры еще не было, они упоминаются в 1775 году). Венец и под ним
привеска-цата, а также крест на груди были из червоного золота.
Деревянные меч и град с уже пятиглавым собором были позлащены. Внутри
киота вверху по сторонам Святого находились две небольшие круглые иконы:
слева - Спасителя, подающего ему Евангелие, справа - Богородицы, подающей
омофор. Здесь же имелась надпись: "Святый Николае Можайский Чудотворец".
Перед иконой стоял с тремя свечами больших размеров старинный подсвечник,
упоминаемй под 1596-98 годами, висело множество лампад.
Интересен был эффект особенного
размещения иконы. Св. Никола стоял внутри киота-храмца приподнятым на
небольшую тумбу, то есть возвышаясь над людьми. Руки его не были видны:
они были скрыты завесами балдахина. Из храма, таким образом, виднелась в
промежутке между завесами только фигура Великого Чудотворца -
поблескивавшая бликами чеканной ризы, украшенная драгоценностями.
И только когда богомолец подходил
почти вплотную к фигуре св. Николы, то неожиданно для себя обнаруживал за
занавесом занесенный над собою сбоку сверкающий золотой меч! Каждый
грешен, - а вдруг меч... Эффект, надо полагать, был необычаен. Трудно
сказать, что чувствовал человек в этот момент.
Образ св. Николы Чудотворца с
мечем и градом в руках всегда воспринимался как живой, одухотворенный. Он
имел не просто "материальную оболочку" в виде статуи. Он жил в сознании
людей, даже если они его непосредственно не видели. К нему обращались с
молитвами как к самому небесному Угоднику Божию. И заканчивали свои
молитвы прямым обращением:
"Святый Никола Можайский -
помоги!"
|