Герб Можайска
Найти на сайте Можайска
Поиск по сайту Можайска
Фото Можайск. Времена года
Виды Можайска. Зима.
Меню сайта Можайска
 
 



  ЧАТ 
 

Недвижимость Можайска:
Биржа недвижимости
Недвижимость, агентства недвижимости Можайска и Можайского района


Продажа недвижимости
Квартиры, Дома, Участки.
Покупка недвижимости
Квартиры, Дома, Участки.

См. также Сдам, Сниму, Меняю
Самый полный перечень предложений по недвижимости Можайска.



Работа в Можайске:
Предоставляю работу (вакансии)
Ищу работу
Работа (разное)
Центр занятости Можайска



Авторынок Можайска:
Продажа автомобилей
Покупка автомобилей



Расписание автобусов, электричек:
Расписание автобусов и электропоездов
Расписание электричек от tutu.ru


Онлайн кассы в Можайске. Приобретение, настройка, обслуживание онлайн касс.

Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».     

«КИЕВСКАЯ ВОЛНА» ПОЧИТАНИЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

    Указанное исключительное положение св. Николая Чудотворца в религиозном сознании русских людей сложилось конечно не сразу. Почитание Святителя было возрастающим по времени, а по территории распространялось как бы круговыми волнами: сначала “киевской”, затем “московской”, наконец — “можайской”.

Святитель Николай
Святитель Николай.
Фреска из церкви
Архангела Михаила
Михайловского
Златоверхого
монастыря в Киеве.
1108-1113.

    Первая “киевская волна” познакомила русских людей со св. Николаем наряду с другими христианскими святыми. Началась она, естественно, еще со времен проникновения христианства на территорию славянских племенных объединений Восточной Европы. Предполагают, что уже в 872 году имя “Николай” получил при крещении первый из христианских русских князей — князь Аскольд. Язычник Вещий Олег коварно заманил к себе и убил этого князя, а киевляне похоронили его за городом. На “Аскольдовой могиле” богатый христианин Ольма возвел вскоре каменный храм во имя св. Николая, — а подобные храмы изначально было принято созидать на местах гибели, могилах или на мощах христианских святых-мучеников. Кстати, судьба распорядилась так, что не только первый, но и последний русский христианский государь носил имя “Николай”, причем он также оказался коварно и зверски убитым. История Русского христианского государства, перед тем как превратиться в историю Советского государства, оказалась, таким образом, отмеченной каким-то мистическим оттенком: она началась и окончилась венценосными мучениками с именем “Николай”.

    После общего крещения Руси князем Владимиром Солнце в 988 году, Николай Чудотворец стал одним из любимейших святых в Русской земле. Еженедельно, по четвергам еще греками ему была положена служба в церкви наряду с Апостолами. Особенный праздник приходился, да и сейчас приходится, на б декабря — день Николы Зимнего или Сухого (“сухим” становился санный путь по замерзшим рекам). Особенно шумно и отнюдь не “сухо” праздновали этот день купеческие общины — “братчины никольщины”.

    В 1054 году произошло очередное разделение христианской церкви, в этот раз на православную и католическую. Католики, желая в частности привлечь к себе славян, тогда уже усердно почитавших св. Николая, выкрали и вывезли 9 мая 1087 года его останки из города Мир Ликийского в Малой Азии (был тогда уже захвачен турками-мусульманами) в католический город Бари, а в 1090 году учредили ежегодный праздник “Перенесения мощей”

    В Киеве как раз в 1090 году случилось чудо. В Днепре утонул ребенок, но молитва к св. Николаю оживила его. Однако родители нашли младенца уже не в воде, а перед иконой св. Николая в Софийском соборе. С тех пор икона эта получила название “Николы Мокрого”. Чудо усилило в русском народе веру и благоговейное почитание к искони чтимому и любимому небесному Заступнику. В этой связи, митрополит Ефрем Переяславский ввел на Руси в 1091 году праздник “Перенесения мощей св. Николая Мирликийского” на 9 мая — день Николы Вешнего или Мокрого.

    Греческая церковь не приняла праздника, как поначалу и болгарская (болгары стали праздновать Перенесение мощей ориентируясь на русских с конца XII века), а христианизированные западные славяне и часть славян южных отпали к римско-католической церкви. Таким образом, и по сложившейся ситуации, и по усердию поклонения Святителю, среди православных христиан Николай Чудотворец оказался с конца XI века как бы “русским святым”.

    Храмы, монастыри в его имя появились во всех крупных городах Руси: в Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире Волынском,Галиче, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде, Ладоге, Владимире Залесском, Суздале, Ростове и других. Иногда храмы возводились отдельно Николе Сухому и Николе Мокрому (Киев, Новгород, Псков, Ярославль, позднее Москва, Кашин, Можайск...). Ставились они обыкновенно на самом видном и многолюдном месте — преимущественно в центре города на торговище или близ него. Иногда их размещали возле переправ, мостов, главных дорог. Никольские храмы становились каменными, особенно позднейшее время, как правило усилиями и на средства горожан-простолюдинов: купцов, воинов, ремесленников.

    Многие малые города и городки либо со времен крещения населения, либо со времени более позднего своего возникновения обрели соборные храмы во имя св. Николая в качестве главных городских храмов. Из наиболее известных таких городков можно назвать Изборск, Остров,Владимирец, Котельно на Псковщине, Порхов, Старицу, Можайск и другие городки в иных землях. Обычно такой городок назывался символически “Домом святого Николы”.

    Постепенно в XI-XIII веках храмы и монастыри возникали также по селам, просто в сельской местности, способствуя расширению культа св. Николая Чудотворца по всей Русской земле, хотя особенного выделения этих храмов в количественном отношении, из общего числа храмов различных посвящений, еще не было.

Никола Зарайский с житием
Никола Зарайский с житием

    В конце разбега “киевской волны” резко изменилась ситуация: Русь была разгромлена азиатскими ордами Батыя. Но перед самым погромом во второй четверти XIII века из Новгорода в Рязань был пронесен корсуньский чудотворный живописный образ св. Николая, который по месту расположения в Зарайске стал затем знаменит под названием “Зарайского”. Характерная особенность образа широко разведенные в стороны руки: правая благословляющая, в левой Евангелие. Тип образа св. Николая Зарайского оказался не только своеобразным предшественником типа образа св. Николы Можайского. На юге разгромленной Руси как бы наметился общенародный культовый центр особенного поклонения святому Заступнику. Русские в XIII-XIV веках “выдвинули” на границу с Диким полем икону св. Николай Зарайского в качестве своеобразного оберега Русской земли. Святой раскрыл руки пытаясь остановить смертоносные азиатские лавины. Но культовому центру так и не суждено было здесь развиться, поскольку лавины кочевников постепенно утихли, может быть именно стараниями Чудотворца.

    Угроза, еще более страшная — “католическая”, возникла на западе и культовый центр начал смещаться туда. Русский народ как бы снова “выдвинул” на границу икону-оберег. Однако в разведенные руки св. Николая было вложено уже не Евангелие - им католиков не остановить, а меч! И еще — град, так как Русь издревле называлась “Страна-город” — это на Западе знали хорошо (Гардарика).


Святой Николай - покровитель и защитник Русской земли
Святой Николай - покровитель и защитник
Русской земли. Центры распространения
трех основных образов Святого.

Оглавление          <<-      3  из  24      ->>


  




Общественный сайт Можайска. Установить в Яндекс.Бар

Добавить баннер www.mozhaysk.ru на свой сайт














© 2001-2017 КОМПАС
Admin: admin@mozhaysk.ru | Web-master: webmaster@mozhaysk.ru вверх