Книга «МОЖАЙСК - СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД РУССКИХ».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА
Святой Никола Можайский имеет
продолговатое лицо, которое существенно отличается этим от канонического,
известному всему миру "округлого лика" Святителя Мирликийского. А
Вознесенский, изучавший образ еще в конце прошлого века, объяснил это "или
неопытностью художника, или небрежностью и невниманием к общепринятому
типу Святителя, или еще даже незнанием со стороны художника, отсутствием у
него ясного представления об исторически идеальном лике
Святого".10
Действительно, у св. Николы
Можайского слегка выпученные глаза с резко очерченными веками, выпуклые
скулы-щеки, тонкий почти орлиный нос, и борода не округлая, а тоже
продолговатая, удлиняющая и без того продолговатое лицо. С первого взгляда
кажется, что художник-резчик передал не греческое, даже не европейское
лицо, а какое-то персидское, тибетское... Привлекает внимание
удивительно-странная мимика, зависящая от освещения: то видна
снисходительная улыбка, то серьезное, даже надменное выражение. Словами
это не передать - лик нужно видеть, при разном освещении.
Вместе с тем - величаво и
торжественно положение головы в окружении сверкавшего когда-то золотом
венца-нимба, торжественна и вместе с тем непринужденна поза Святого. Всем
своим видом, вероятно по замыслу художника, он как бы говорит: "Аз есмь
Великий Николай Чудотворец". Именно впечатление величия было подмечено и
обыграно в легенде о суетном похищении святого образа литовским канцлером
Радзивиллом. Кстати, в этой легенде XVII века указано, что фраза была
написана на мече, а сейчас на мече ее нет.
Обнаруживаемое мастерство в
работе над формой понуждает искать объяснения кажущихся "промахов"
резчика, тем более, что в них могут проглядывать новые, невидимые при
беглом и невнимательном осмотре достоинства.
Так "излишнюю" продолговатость
лица можно объяснить начальным расположением образа "на вратех", то есть
вверху над людьми, и желанием художника, ни слишком уродуя лица,
нейтрализовать недостатки крутого нижнего ракурса осмотра фигуры. Здесь же
очевидно находится и секрет того, что "копиисты", воспроизводившие позднее
образ не для "врат", а для церквей, для храмовых помещений, отказались от
продолговатого лица, вернув ему лицо канонически-округлое.
В фигуре св. Николы Можайского
очень запоминается особое положение рук и ног, какового опять же нет в
копиях. Руки уперты локтями в бока и сильно разведены в стороны (в
плоскости доски). Также раздвинуты и ноги: пятки вместе, носки - сильно
врозь. При этом сами ноги стоят как бы по команде "вольно": левая
вертикально, правая - чуть согнута в колене. Это подчеркнуто в складках
хитона - они спадают небольшими полукольцами слева, колено натянуло ткань
справа. Св. Николай как бы начал двигаться, стал живым.
Кстати, если бы носки ног были
направлены вперед, под них требовался бы "на вратех" широкий
выступ-карниз, а он мешал бы осмотру фигуры снизу. В копиях с Можайского
образа, предназначенных для храмов, носки ног возвращены в обычное
положение.
Переходя от описания некоторых
особенностей фигуры и лика св. Николы Можайского к рассмотрению
пластической формы в целом, есть смысл воспользоваться уже проделанной
работой в этом направлении Г.К.Вагнера. Поскольку наблюдения исследователя
и выводы глубже раскрывают художественное качество образа, текст его лучше
передать полнее.
"Громадным шагом вперед является
пространственность скульптурной формы. Статуя Николы не очень
большой толщины (0,25 м), но скульптурная форма воспринимается как
замкнутая в себе, самодовлеющая... Замкнутость пластической формы
достигается не только тем, что за фигурой нет никакого намека на фон, но
самим характером трактовки объема - плотностью и закругленностью, что
одновременно и "замыкает" форму и "открывает" ее в окружающее
пространство. Это был большой шаг в развитии русского пластического
искусства...
Вторым важным качеством статуи
является ее ясная пластичность. Качество пластики должно
определяться не степенью сухости резьбы, не линейностью складок и тому
подобными внешними впечатлениями, а пониманием и чувством объема
человеческого тела и выявлением этого объема через драпировку. Здесь
мастер статуи проявил себя не только хорошим анатомом, но и тонким
драпировщиком. Под довольно многослойным орнатом Николы - хитоном,
фелонью, омофором - прекрасно чувствуется тело, а многочисленные крупные и
мелкие складки согласованы со всеми сочленениями. Пожалуй, впервые мы
видим здесь преодоление того параллелизма складок, который в интуитивной
или сознательной форме господствовал почти во всей предыдущей скульптуре.
Пластично выполнена и голова Святого, воспринимаемая как нечто округлое, в
то время как лицо не столь уж высоко выступает над нимбом. Большую роль во
впечатлении округлости играет трактовка ушей. В отличие от древнерусской
художественной традиции они изображены в перспективе, прижатыми к черепу,
а не в развернутом виде.
С отмеченными качествами -
пространственностью и пластичностью - связано третье качество можайской
статуи - ее плотная осязаемость, "соматичность". И это несмотря на
статичность, фронтальность и прочие "негативные" черты... Она очень
жизненна, хотя конечно и на свой средневековый, "романский" манер.
Пропорции фигуры 1:6. Своим стилем она напоминает раннегреческие статуи,
стоящие у истоков так называемой калокагатии...
В.Н.Лазарев хорошо сказал, что в
фигуре Николы "есть что-то величественное, и грозное", а это предполагает
далеко не примитивное искусство".11
И все же главной внешней
отличительной особенностью образа в целом была необычная поначалу для Руси
его скульптурная форма. В 787 году Отцы Седьмого Вселенского собора в
Никее запретили иметь христианам скульптурные изображения как соблазн и
камень преткновения для душ непросвещенных, простоватых. В странах
Западной Европы не признали этого запрета, в основном, восточных иерархов
и все более натуралистически изготовляемые статуи святых, обряженные и
раскрашенные "в пух и прах", постепенно наполнили католические храмы
внутри, окружили их снаружи.
На Святой Руси запрет соблюдался
по традиции от греков со времен крещения. И вот неизвестный можайский
художник-резчик произвел прорыв в запрете: прорыв робкий, только лишь в
пограничной зоне, на стыке между объемной скульптурой и плоскостной
иконой. Но и такой резной образ уже смущал своим видом православный народ:
не болванное ли здесь поклонение, не католическая ли это прорва? 0б
опасности болванного поклонения сообщили древние русские хроники, а
"католическую прорву" усмотрели современные искусствоведы. Вот пример
древнего "смущения".
Псков в 1510 году вошел в состав
Русского централизованного государства. Но псковичи долго еще жили по
инерции своей относительно обособленной жизнью. И вот в 1540 году "ко
Успеньевоу дни привезоша старцы-переходцы с ыныя земли (два образа)
святого Николы, да святую Пятницу на рези в храмцах: и бысть псковичем в
неведении, что во Пскове такие иконы на рези не бывали. И многие
невежливые люди поста(но)виша: то есть болванное поклонение, и бысть в
людех молва велика и смятение. И священники поидоша о тех святых иконах к
наместником и дьяком псковским с Собора, - что бысть в людех великое
смятение, и тех старцов с теми иконами святыми изымати послаша, и тое
иконы святые ко архиепископу послаша в Великий Новгород.
И владыка Макарей (кстати,
поставленный архиепископом из можайского Лужецкого монастыря!, Г.М.) сам
знаменовался тем святым иконам, и молебен им соборне пел, и честь им
воздал, и проводил их сам до судна, и веле псковичем оу тех старцов те
иконы выменити, и велел псковичем святые иконы стречати соборне всем, и в
которой день те иконы было стречать з заутреннею...
И после... те иконы святые
сретоша всем Собором честно и весь град, и молебен пели. И поставиша
святого Николу оу святого Николы на Гребли, а другую икону поставиша оу
святого Николы в Песках, а святую Пятницу на рези же поставиша оу святые
Пятницы в Бродех, на оутвержение гражанам".
В летописном рассказе следует
отметить, что резные иконы прибыли "с ыныя земли" во Псков не из
католического зарубежья, даже не из Белоруссии, а Можайска: одна из икон
представляла собой св.Николу с мечом и градом в руках. Ныне эта икона
находится в Псковском музее.
|